ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ РОССИЯН
Так, аспирант кафедры математики Марат Альфредович АУХАДИЕВ (научный руководитель заведующий кафедрой высшей математики Сурен Аршакович ГРИГОРЯН) уже не раз бывал за границей. Вскоре он вновь отправляется в путешествие, на этот раз в Германию для научной деятельности, получив стипендию для научных сотрудников с учёной степенью Фонда барона Александра фон ГУМБОЛЬДТА.
Напомним, фонд имени фон Гумбольдта ежегодно присуждает только десять стипендий для молодых учёных их России, которые в ходе своей предшествующей карьеры проявили незаурядные качества, позволяющие видеть в них будущих руководителей. Программа предназначена для представителей всех профессий и специальностей. Наряду со стипендиатами из России в программе принимают участие по десять стипендиатов из США и Китая. Программа патронируется Федеральным Канцлером ФРГ.
О том, с какими проблемами приходится сталкиваться учёным и как живётся за границей читайте в нашем интервью.
Какая работа предшествует научному труду на соискание гранта?
Сурен Аршакович: Марат Альфредович, получивший грант, является не только аспирантом КГЭУ… У нас есть группа ученых, которые занимаются математикой. Они побывали на конференциях в Голландии, Германии, Франции, Норвегии, Румынии, Испании, Израиле. На полученные от гранта деньги мы организовали конференцию в Армении – совместная конференция между нашим Энергетическим университетом и Институтом математики Национальной академии наук Армении, а также Ереванским государственным университетом. Труды этой конференции мы издали в нашем журнале «Вестник КГЭУ».
Прежде чем поехать в Германию, Марат выиграл грант молодых ученых РФФИ на проект «Компактные квантовые полугруппы» с приложениями физики. Затем – грант на исследования в Германии, носящий название Постдок. Этот грант на совместные исследования с одним из ведущих специалистов в области математики – Й. Кунцом.
Вообще, говоря о том, что предшествует научному труду, необходимо отметить, что в России давно назрел вопрос о более правильном распределении учебной нагрузки. Есть 2 вида преподавателей: те, кто преподают и занимаются наукой и те, кто только преподают. К сожалению, нагрузка и у тех, и у других одинаковая. Так быть не должно. Необходимо, чтобы преподаватель, который занимается наукой, причём интенсивно, имел значительно меньшую нагрузку. Это следует сделать для того, чтобы преподаватели сами были заинтересованы заниматься наукой.
Марат Альфредович: Для сравнения: на Западе у преподавателей часы аудиторной нагрузки разнятся. Так, у тех, кто преподаёт и занимается наукой аудиторных часов в два раза меньше, чем у тех, кто только преподаёт.
Легко ли проходит адаптация студентов в других странах?
С.А.: Это зависит от подготовки. Если подготовка хорошая, если язык хороший, то с адаптацией не будет ровным счётом никаких проблем. В обществе математиков на первом месте, конечно же, знания математики. Если человек хорошо знает математику, значит он, как говорится, наш человек! А ребята, которые едут учится за границу, как правило, хорошо знают и математику, и язык.
М.А.: Самое главное отличие между нашим подходом к науке и зарубежным сводится к тому, что студенты открыто получают знания не только из книг, но и обращаются за помощью к коллегам. У них хорошо развита коллегиальность, сотрудничество в научной сфере. Они могут не знать друг друга, но любой преподаватель отвечает на вопросы студента, даже если не преподаёт у него. Что касается научных работ, тут тоже есть различия. В России, как правило, научные труды никому не показывают, потому что опасаются, что идеи могут украсть, на Западе такого нет, там люди открыты для дискуссий и помощи.
Стоит отметить, что на Западе очень легко принимают иностранцев на работу. Они понимают, что это прибавляет им значимости, делает им определённую рекламу. У нас, как вы сами знаете, иностранцу получить работу не так-то просто.
Есть ли, на ваш взгляд, научные знания, которым можно научиться только в России?
С.А.: После развала Советского Союза многие прекрасные, выдающиеся научные деятели уехали за границу. Теперь их научные достижения идут в копилку тех стран, в которых они предпочли остаться и развиваться на научном поприще. Но наши научные достижения признаны по всему миру – это факт.
На базе нашего университета в рамках кафедры "Высшая математика" существует своя Научная школа. Начиная с 2004 года мы подготовили уже 7 кандидатов наук. Только в этом году трое аспирантов планируют защититься досрочно. Успехи нашей научной школы признаны зарубежными коллегами, наши работы, как я уже говорил, были представлены на многих научно-практических конференциях и в Германии, и в Голландии, и во Франции, и в Армении. Выпускники научной школы работают в крупных российских вузах, в учебных зведениях Армении, других странах.
Многие удивляются, как на базе Энергетического университета мы занимаемся математикой. Это во многом заслуга нашего руководства.
Беседовала Ксения Тальфельд
Фото: Дмитрий Антонов